Истребитель танков «Фердинанд» («Элефант»)

Не стоит смеяться над Фердинандом. Определённую роль сыграл и конфликт Фердинанда Порше и немецкого Управления Вооружений. Сборные пластиковые модели-копии САУ Фердинанд/Элефант в масштабе 1:35 выпускаются фирмами Звезда (Россия), Тамия (Япония), Драгон (Китай), Итальери (Италия). На этом танке было применено большое количество новых технических решений, не апробированных ранее в немецком и мировом танкостроении.


Фердина́нд» (нем.Ferdinand) — немецкая тяжёлая самоходно-артиллерийская установка периода Второй мировой войны класса истребителей танков. История создания «Фердинанда» тесно переплетена с историей создания знаменитого танка «Тигр I». Этот танк разрабатывался двумя конкурирующими конструкторскими бюро — «Порше» и «Хеншель».

До самого конца войны оно с лёгкостью поражало все типы танков и САУ противника. Лишь лобовое бронирование тяжёлых танков ИС-2 и M26 «Першинг» на определённых дистанциях и курсовых углах защищало их от орудия «Фердинанда». Благодаря этому в машине отсутствовали такие узлы, как коробка перемены передач и главный фрикцион.

Истребитель танков «Фердинанд» («Элефант»)

В конце августа 1943 года оставшиеся в строю «Фердинанды» были сведены в 653 батальон, а 654 батальон убыл в Орлеан для переучивания на танки «Пантера». Кроме 31 «Элефанта», в составе рот имелись две ремонтно-эвакуационные машины на базе шасси танка Tiger (Р) и одна — на базе танка «Пантера», а также три транспортёра боеприпасов. Самоходка являлась созданной в большой спешке импровизацией, фактически экспериментальной машиной на шасси не принятого на вооружение тяжёлого танка.

История создания и боевого применения

Также называлась «Элефант» (нем.Elefant — слон), 8,8 cm StuK 43 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger (P), Sturmgeschütz mit 8,8 cm StuK 43 и Sd.Kfz.184. Эта боевая машина, вооружённая 88-мм пушкой, является одним из самых сильно вооружённых и мощно бронированных представителей немецкой бронетехники того периода.

Оборудование, снаряжение и боекомплект

В дальнейшем эти машины участвовали в боях на Восточном фронте и в Италии, закончив свой боевой путь в пригородах Берлина. Зимой 1942 года началось изготовление опытных образцов танков, получивших название VK 4501 (P) («Порше») и VK 4501 (H) («Хеншель»).

Причиной этого считаются проблемы с электромеханической трансмиссией танка Порше, малый запас хода танка, необходимость разворачивания серийного производства двигателей для танка. Для ускорения работ к проектированию штурмовых орудий была привлечена фирма «Алкетт», имевшая большой опыт в данной области. Корпус исходного танка подвергался минимальным изменениям, главным образом, в кормовой части; в то же время, общая компоновка машины подверглась существенным переделкам.

Вместо не доведённых и не находящихся в серийном производстве двигателей Порше были установлены двигатели «Майбах», что привело к необходимости полной переделки системы охлаждения. Работы по переделке первых двух шасси Tiger (P) в САУ начались в январе 1943 года на фирме «Алкетт». Это предложение было принято, и все САУ, кроме первых двух, изготавливались на фирме «Нибелунгенверке». Ещё одна машина какое-то время оставалась в распоряжении фирмы-изготовителя.

Бортовые листы соединялись с лобовыми и кормовыми «в шип», снаружи и изнутри все стыки сваривались аустенитными электродами. В передней части корпуса находилось два люка над местами механика-водителя и радиста, с отверстиями для смотровых приборов. Рубка крепилась к корпусу косынками, планками и болтами с пулестойкой головкой. В бортах и корме рубки имелись лючки с заглушками для ведения огня из личного оружия (по одному в бортах и три в корме).

Сильные и слабые стороны машины

Для исправления этого недостатка были установлены дополнительные щитки. В походном положении ствол орудия покоился на специальном креплении. Орудие «Фердинанда» имело весьма мощную баллистику и на момент своего появления являлось сильнейшим среди танковых и самоходных орудий.

Бронезащита и живучесть

Для орудия САУ существовали и кумулятивные снаряды, но никакой информации об их использовании «Фердинандами» не найдено. С 1944 года вместо дефицитных и выпущенных в небольшом количестве снарядов Pzgr.40/43 использовались снаряды Pzgr.40 (W) — сплошные бронебойные тупоголовые. Гусеничная цепь состояла из 108—110 литых стальных траков шириной 640 мм. В целом, конструкция ходовой части оказалась надёжной и удобной в эксплуатации.

Корпус и рубку САУ покрыли циммеритом. Впрочем, новое название прижилось плохо и до конца войны самоходки и в войсках, и в официальных документах чаще назывались «Фердинандами», чем «Элефантами». Изначально «Фердинанды» входили в состав двух тяжёлых истребительно-противотанковых батальонов (дивизионов) — schwere Panzerjäger Abteilung (653-го и 654-го).

Тяжелое штурмовое орудие «Элефант», повреждённое в бою в Италии. Первые упоминания об участии в боях новых немецких САУ относятся к 8 июля 1943 года. Массированное применение «Фердинандов» немцами началось 9 июля в районе станции Поныри.

Другое соединение тяжёлых САУ, 653-й батальон, действовал в районе посёлка Тёплое 9—12 июля. Бои здесь отличались меньшей интенсивностью, потери немецких войск составили 8 «Фердинандов». В дальнейшем, в ходе отступления немецких войск в июле — августе 1943 года, периодически происходили бои небольших групп «Фердинандов» с советскими войсками. По причине больших потерь 654-й батальон сдал оставшиеся САУ в 653-й батальон и убыл на переформирование в Германию.

Кроме того, танк с такой схемой имел слишком большой расход топлива. Однако значительный запас практически готовых шасси этой машины сделал возможным эксперимент по созданию первого в мире тяжелобронированного истребителя танков. Большая масса «Фердинанда» затрудняла его проход по многим мостам, хотя и не являлась запредельно большой, в особенности по сравнению с тяжёлым танком «Тигр II» и САУ «Ягдтигр».

И это интересно:

  • О перфорации барабанной перепонки говорят, когда в ней имеется отверстие или разрывО перфорации барабанной перепонки говорят, когда в ней имеется отверстие или разрыв О перфорации барабанной перепонки говорят, когда в ней имеется отверстие или разрыв. Причины, которые приводят к перфорации (или травме барабанной перепонки) различные. Здравствуйте! […]
  • Конус МорзеКонус Морзе Размеры конусов Морзе выражаются дробными числами. По формуле (11) Из таблицы тангенсов находим а=2 50 . Пример 4. Дан конус, у которого D=60 мм, /=150 мм, К=1 : 50. Определить угол уклона […]
  • Смотреть онлайн 5 сезон МастерШефСмотреть онлайн 5 сезон МастерШеф В данной публикации вы сможете посмотреть онлайн 8-17 выпуск 5 сезона "МастерШефа". 5. Включите плеер и сделайте остановку не менее 10-20 сек. для того, чтобы загрузился браузер плеера. […]