Картина Питера Брейгеля

В 1559 году, нечто вроде Деревни пословиц создает живописец Питер Брейгель Старший – Брейгель Мужицкий. Оказывается, Брейгель в «Нидерландских пословицах» – вовсе не банальный коллекционер пословиц. В 1564 году Рабле в «Гаргантюа и Пантагрюэле» изобразил Остров пословиц. Эта картина так и называется – «Нидерландские пословицы». Коллекционирование пословиц – одно из многих выражений энциклопедического духа XVI столетия.


С большой художественной силой Брейгель представляет картину абсурдности, слабости, глупости человека. Его сын Питер Брейгель Младший сделал около 20 копий работы отца, причём не все копии в точности воспроизводят оригинал, отличаясь от него рядом деталей.

На картине «Битва Масленицы и Поста» (1559) запечатлён народный праздник на улицах фламандского городка. На картине изображено около сотни известных пословиц, хотя, вероятно, Брейгель на самом деле изобразил ещё больше, которые не расшифрованы сегодня. Искусство Нидерландов 16-го века Картина «Фламандские пословицы» или «Нидерландские пословицы».

Нидерландские пословицы

Слева от этой яркой пары – две прядильщицы: «одна прядет пряжу, другая сучит» (то есть – распускают недобрые сплетни). Его приятель тут же «держит плащ по ветру» (меняет свои взгляды в соответствии с обстоятельствами).

Как Брейгель пословицы зашифровал?

А лодка с гребцом несколько ниже – напоминает о пословице «тяжело плыть против течения» (требует ли это пояснений о том, что трудно не желающему мириться с общепринятым!). А назидание. Нетрудно заметить, что большинство пословиц, даже из тех, что попали в мой обзор, тенденциозны, они осуждают глупое, безнравственное поведение.

За его публикацией пословиц и знаменитых изречений латинских авторов последовали фламандские и немецкие собрания. Как и в случае с «Детскими играми», кистью Брейгеля движет не только страсть к собирательству, но также особое, довольно-таки скептическое отношение к своим современникам. Начало этому увлечению положил в 1500 году великий гуманист эпохи Северного Возрождения Эразм Роттердамский.

Само полотно небольшое, 117 на 164 см. И в таком малом пространстве художник сумел разместить более сотни сюжетов-миниатюр! В центре композиции исповедующийся под сенью: «он исповедуется дьяволу» (что означает – выдает секреты врагу). Справа от этой миниатюры – мужчина в окружении свиней. В окошке башни женщина – она «глазеет на аиста» (попусту тратит время).

воскресенье, 24 февраля 2013 г.

А у его ног – оборванец на четвереньках пытается влезть в подобный же шар – «приходится кланяться, чтобы преуспеть» (если хочешь многого достичь, приходится быть неразборчивым в средствах). Обратите внимание – у левого края картины мы снова видим этот самый шар, только перевернутый: «мир вверх ногами» (все шиворот-навыворот).

Вот так, кстати, выстраивается композиция всей картины: отдельные миниатюры соединены не чисто механически, а один сюжет оказывается по смыслу продолжен и развит другим. Рассматривая персонажей, разгадывая шифр, вдруг понимаешь смысл этой сложной картины. Эта картина создана в 1559 г. и ныне находится в собрании Берлинских Государственных музеев (Музей Берлин-Далем).

В сравнительно небольшом живописном пространстве (размеры полотна 117Х163 см) художник поместил более ста иллюстраций к народным пословицам, басням, поговоркам и прибауткам. Глупость, ставшая повседневной привычкой, и безумие, возведенное в ранг разумного начала, — вот стихия «Пословица». Однако другая пословица говорит: «Чтобы пройти мир, нужно согнуться».

Картина насыщена большим количеством различных сюжетов и фигур. Это картина-притча, посвящённая фламандскому фольклору. На картине изображены нидерландские пословицы, включающих на полотне более 100 метафорных сцен, которое высмеяло народное остроумие. 1.В левом углу картины женщина привязала чёрта – говорит о том, что эта женщина никого не боится и готова обуздать любого.

Идентификацией многих пословиц искусствоведы занимаются до сих пор, а на картине было найдено уже более сотни пословиц и крылатых выражений. Мы видим в центре картины выделяющуюся беседку, в которой человек исповедуется дьяволу. Вообще, целью автора картины было не просто собрать множество пословиц на одном полотне, но и осуждение глупости, разрушения, безнравственности.

Обсуждение статьи:

Таким образом, Брейгель передал в своей картине множественное фольклорное творчество, а также выразил свое недовольство, обличив в максимально наглядные формы многие пороки и проблемы того времени.

Более 30 из 45 картин кисти Брейгеля посвящены изображению природы, деревни и её жителей. Различные пороки — скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. — воплощаются в образах живых людей, их конкретных поступках. Кстати, поэтому картина иногда фигурирует именно под названием: «Мир вверх тормашками». А над этим символом земного шара нависает задница персонажа в красной рубашке: «он справляет нужду на мир» (он презирает всех)…

Некоторые пословицы распространены до сих пор, другие постепенно утрачивают своё значение. Лодка в верхнем правом углу – для того, чтоб напомнить о пословице «легко плыть по ветру» (легко добиться успеха при хороших условиях).

И это интересно:

  • Лечение прополисом миомыЛечение прополисом миомы Прополис применение детям ограничено. Продукт пчеловодства прополис - применение в онкологии. Рекомендуется использовать 20-ти процентную настойку прополиса на 96-ти градусном спирте. […]
  • Линекс форте и Линекс – в чем разница и что лучше?Линекс форте и Линекс – в чем разница и что лучше? Линекс форте у детей применяется так же, как и у взрослых для лечения и профилактики дисбактериоза. Линекс форте содержит те виды бактерий, которые присутствуют в нормальной микрофлоре […]
  • Мелирование волосМелирование волос Американское мелирование. Различают краски для мелирования волос по структуре и делят на порошкообразные, масляные и кремовые. Технику окрашивания прядей волос – мелирование уже не принято […]